Жизнь писателя не ограничивается только работой за столом. Иногда процесс письма, иногда же само осознание себя как писателя сталкивает человека с неожиданными и странными ситуациями. Случайные встречи с читателями, непонятные реакции, странные предложения или мистические моменты вдохновения — все это часть этого пути. В памяти каждого писателя находятся такие незабываемые моменты. Какие же странные и запоминающиеся случаи происходили с нашими писателями?
Medianews.az провел опрос среди представителей пера на эту тему. Представляем ответы:

Заслуженный журналист, кандидат философских наук, писатель-публицист Акиф Али:
«Выражения, связанные с деятельностью интеллекта, мне очень близки. Долгие годы, работая в различных сферах творческой и интеллектуальной деятельности (кино, радио, телевидение, газета, государственная служба, педагогика), я считал «профессию пера» наиболее приемлемой формой самовыражения. Всю жизнь я честно зарабатывал на хлеб именно своим пером. Писательство — это почетное ремесло, но вместе с тем и тяжелая работа. Во время написания текста интеллект и эмоциональный аппарат должны работать вместе. При написании любого произведения — статьи, рассказа, повести, романа, пьесы, выступления — в процессе должны совместно участвовать и интеллект, и чувства. Чтобы добиться успешного результата в творческом процессе, необходимо, чтобы интеллект управлял чувствами, а чувства не преобладали над разумом. Потому что написание текста прежде всего — это передача определенной мысли, идеи, намерения.
У каждого писателя есть свой стиль работы, метод и характер. Например, есть писатели, которые работают только ночью, или пишут стоя, складывая перед собой фигуры персонажей и выстраивая сюжет, либо диктуют текст напрямую машинке.
Для творчества важно иметь благоприятную обстановку и условия. Например, кажется, что я люблю холод из-за того, что родился в Шуше и отношусь к знаку Рыб, и плохо переношу жару. Мой организм предпочитает горы, леса и берега рек городской среде. Даже в жаркие летние дни города меня невольно раздражает жара. Поэтому я не могу работать в теплом помещении. Предпочтительнее, чтобы в комнате воздух был холодным или как минимум прохладным — так работать продуктивнее.
Я лучше всего работаю над серьезными текстами рано утром, на рассвете. В это время, как и воздух, чисты мозг и сердце, открываются врата Вселенной. Работаю до полудня, а вечером обычно отдыхаю, просматривая сайты в интернете, читая книги, знакомясь с новинками в газетах, журналах и на телевидении, смотрю фильмы и передачи.
Есть известная пословица: «Рукописи не горят». Но я не храню рукописи. После того как текст напечатан или опубликован на сайте, или вышел в газете, я «сжигаю» рукописи — разрываю их и выбрасываю, считая хранение ненужным.
Иногда бывает так, что работая над каким-то текстом за компьютером, непрерывно печатаешь несколько страниц подряд. Как будто кто-то где-то диктует тебе, и ты только стучишь по клавишам… Пока не устанешь и не прекратишь. А потом в тот же день, на следующий, или спустя довольно много времени, возвращаешься и перечитываешь написанное, удивляешься: «Да это же я писал? Как так получилось?» Кажется, что текст будто был послан тебе свыше, и ты лишь перенёс эту информацию в компьютер. Видишь слова, предложения, выражения, на которые в другое время возможно бы ушли дни — ты бы искал, искал, думал, размышлял, писал и переписывал… Я не могу объяснить, что это такое, почему и как это происходит. Но могу сказать, что у тех, кто работает пером, в целом у творческих и мастеровых людей действительно случаются необъяснимые творческие процессы, приходящие от Бога — то, что мы называем «вдохновением»…
Все это — бесценная мистика очень интересного тандема интеллекта и чувства, который мы называем писательством».

Писатель Сафар Алышарлы:
«В Азербайджане на протяжении всех времен у писательства была только одна проблема: отсутствие таланта. Массового читателя не интересует талантливый писатель. Он пишет для себя. Если его творчество служит искусству, это уже большой успех. Если не служит — значит, где-то произошел сбой. Или сыграл роль фактор удачи. Литература и власть находятся в классической антагонистической борьбе. Их миссии различны, во многих позициях они противоположны, а потому их согласование и сближение чрезвычайно трудны. У нас эти проблемы уже 30 лет не находят решения в общем культурном контексте. Кадры в Министерстве культуры набираются на совершенно иных принципах. Чуждые нашей культурной политике силы душат ее. Возникающая армия бездарных, формирующаяся вокруг личных и групповых интересов, полностью захватывает сферу и под именем «служения государству» начинается гонка, служащая совсем иным целям».

Философ Мюшфик Шукюров:
«Я ведь не писатель, а философ. Мои книги тоже мистические. Поэтому я и не ощущал необходимости в дополнительной мистике. Возможно, такие вещи запоминаются у тех, у кого голова отрицает мистическую сторону жизни. Для меня и дождь, и его отсутствие — мистика. Так же и падение листа, и его неподвижность. Я не историк литературы, чтобы отвечать на ваш вопрос примерами из истории литературы. Ну, наверное, история литературы полно подобных примеров».
Огуз Айваз,
Medianews.az