Премьер-министр Армении Никол Пашинян в обращении к народу 23 августа, по случаю 35-летия декларации независимости своей страны, специально попытался ответить на вопрос, который оппозиционные силы задают ему уже давно.
Пашинян сказал: "Я хочу прояснить вопрос, который мне ставится уже ровно 7 лет. Меня обвиняют, почему я в сентябре 2020 года добровольно не пошёл на уступки и не предотвратил 44-дневную войну. Отвечаю. Если бы я тогда пошёл на уступки, мы могли бы потерять государственность Армении и нашу независимость в непропорционально большем объёме. Армения никогда не была так суверенна, так независима и так развита, как сейчас. Мы получили реальную Армению на территории в 29,7 тысячи квадратных километров".
А в чём же состоит суть уступок, которые оппозиция требует от Пашиняна сделать Азербайджану? Основные оппозиционные силы страны подразумевают безвоенное принятие последней модели решения, предложенной Минской группой до 2020 года. Они упрекают Пашиняна словами "затыкают ему рот", что если бы, избегая войны, приняли план Минской группы, то, уступив 5 районов Азербайджану, мы сохранили бы у себя Лачин и Кельбаджар, Лачинский коридор остался бы под нашим контролем, армяне не эмигрировали бы, а статусный вопрос горной части Карабаха остался бы у нас, пока он не был бы решён, и о Зангезурском коридоре и речи бы не шло...
Действительно, план решения Минской группы до начала войны именно таков.
Но есть ключевой момент, который не видел и, возможно, не хотел видеть армянский оппозиционер – в 2020 году не Армения была хозяйкой положения, а Азербайджан, и Азербайджан не принимал половинчатый план Минской группы: либо всё решается сразу, либо начинается война. В таких условиях уступки Пашиняна Азербайджану, чтобы избежать войны, ничего бы не изменили, потому что Азербайджан не хотел принимать предложенную Минской группой неполную модель решения. Это, несомненно, останется величайшей заслугой Президента Ильхама Алиева перед историей.
Любопытно, что сам Пашинян в ответе на вопрос, преследующем его 7 лет, не напомнил об этом важном аргументе. Он мог бы сказать, что избежать войны было не только в его руках, для этого должен был согласиться и Ильхам Алиев, который никогда не подпускал к себе практически полумеры...
Возможно, Пашинян неформально говорил эти слова об Ильхаме Алиеве в своём близком окружении...

Айдын Гулиев,
политолог