Президент Ильхам Алиев дал интервью саудовскому телеканалу «Аль-Арабия».
Medianews.az сообщает, что в интервью, опубликованном 26 августа, глава государства также ответил на вопрос об Иране и рассказал о президенте Мэсуде Пезешкиане.
Журналист, задавая вопрос о Зангезурском коридоре, упомянул отношение Ирана и сказал: «Президент Ирана совершил визит в Азербайджан. Его корни связаны с азербайджанцами. Здесь он говорил на азербайджанском языке. Как вы видите отношения между Азербайджаном и Ираном после нынешних геополитических изменений?»
Ответ президента Ильхама Алиева был следующим: «Да, вы правы. Президент Ирана посетил Азербайджан, фактически совершил два визита. Первый был официальным визитом, второй — он участвовал в саммите Организации экономического сотрудничества в Ханкенди, в освобожденном Карабахе. Мы установили с ним очень хорошие деловые отношения.
Да, вы совершенно правы, он азербайджанец. Он носит ту же кровь, что и я. Мы говорим на одном языке. Переводчик нам не нужен. На одном из публичных мероприятий он продемонстрировал свои знания азербайджанской поэзии и ему не нужно было ничего записывать. Очень талантливый человек.
Наши личные отношения и отношения между его администрацией и моей администрацией очень конструктивны, очень теплые. Что касается официальной позиции Ирана по новым событиям, мы считаем её очень обоснованной и очень позитивной. Когда я говорю «официальная позиция», я имею в виду позицию президента, министра иностранных дел. Это считается официальной позицией.
Мы строим нашу политику, исходя из политиков, избранных народом Ирана и имеющих полномочия выполнять свои обязанности, то есть президентов. В настоящее время некоторые бывшие чиновники, именуемые советниками, высказывают определённые мысли. Не знаю, какие советы они дают. Сразу была реакция.»
На вопрос: «Вы имеете в виду советника руководителя и других?» Ильхам Алиев ответил так: «Да. Эта позиция для нас вовсе не важна. Для нас её значимость равна нулю, потому что межгосударственные отношения строятся между правительствами, президентами, министрами иностранных дел. Поэтому мы совершенно не обращаем внимания на эти ложные рассказы так называемых советников в кавычках. Таким образом, для нас всё ясно. Позиция президента совершенно логична и основывается на том, что Зангезурский коридор ни в коем случае не представляет опасности для Ирана. В некоторых СМИ, на некоторых интернет-сайтах ходят многочисленные слухи о том, что Азербайджан якобы намерен оккупировать Зангезур, перерезать границу Ирана с Арменией. Это совершенно ложь. У нас таких намерений нет. Во всяком случае, если бы мы хотели, мы бы сделали это. В ноябре 2020 года это было очень просто сделать. За последние пять лет это также было довольно легко. Всего 40 километров, с военной точки зрения это заняло бы немного времени. Просто ты идешь с обеих сторон — из Нахчывана и с этой стороны Азербайджана — и берешь (землю).
Поскольку мы не агрессоры, мы этого не сделали. Мы не страна захватчиков, мы — люди и страна, освобождающая территории. Это была наша миссия, и наша война была справедливой. Наша война была войной за свободу. Мы вели войну на своей земле ради восстановления справедливости. Таким образом, с этой точки зрения, я считаю, что все эти разговоры о том, что мы якобы планируем перерезать армяно-иранскую границу, полностью необоснованны. Все это знают.»
Мэсуд Пезешкиан, родившийся в 1954 году, является южноазербайджанским турком. Врач. Был ректором Тебризского медицинского университета, министром здравоохранения, первым заместителем председателя парламента. Он был избран президентом на всеобщих выборах 2024 года.
В Иране президент выполняет функции главы правительства. Высший руководитель страны (глава государства) — Али Хаменеи.