Практически каждый из нас периодически становился свидетелем таких «странных» социокультурных явлений, как: «кто-то сам никому не доверяет, но почему-то считает, что ему все должны верить» или «кто-то лжет, думая, что во благо, но почему-то агрессивно реагирует, когда обманывают его самого» и т.д. Согласитесь, что подобные ситуации знакомы каждому.
Обратите внимание на тот факт, что во всех этих надувательствах информация является основной определяющей детерминантой. Иными словами, обмен информацией — в центре всех событий, происходящих в современной системе общественно-политических отношений. Более того, информация сегодня практически превратилась в конвертируемую валюту. Информацию продают, покупают, перепродают, шантажируют ею, массово тиражируют, создаются целые корпорации, занимающиеся «управлением» информации и т.д. и т.п.
Информация, став «товаром» общественно-политических отношений, практически деформировала правду. В результате чего правда перестала быть абсолютной нормой морали и превратилась, скорее, в индивидуальный этический выбор гражданина. Наблюдая за глобальными тенденциями, мы можем говорить о том, данный феномен является всего лишь частью процесса переоформления общепринятой системы морали.
Любая ложная информация, которая «случайно» попадает в сеть, через некоторое время уже может восприниматься как правда. Перечисленные тенденции привели нас к тому, что даже такая моральная величина, как объективность была подвергнута смысловым изменениям. В современном мире правда постепенно перестает быть хоть каким-то критерием в сфере информационных отношений. Сразу после того, как информация стала предметом продажи, истина для социума уже прекратила быть ориентиром.
Для того, чтобы легче понять данное умозаключение, зададимся вопросом: какой процент покупателей верит продавцам подержанных автомобилей? Ответ очевиден: 0 % покупателей верит продавцам подержанных авто. Именно поэтому практически все покупатели, несмотря на всяческие клятвы продавцов, в первую очередь показывают подержанные авто своим знакомым мастерам. Идентичную ситуацию можно наблюдать во все иных направлениях общественных отношений. Вот почему правда в современном мире становится аморфным явлением и часто используется в качестве инструмента для манипуляций.
Информационные потоки настолько скоротечны, что рядовой гражданин даже не успевает осмыслить конкретные явления, поэтому его сознание со временем все больше зависит от навязываемых стереотипов. Отсутствие аналитики и критического мышеления в системе управления естественным образом увеличивает необходимость в информационном обеспечении данной системы. Здесь мы обязательно должны вспомнить о таком классическом законе экономики, как «спрос определяет предложение». Вот почему продавцов информации с каждым годом становится все больше.
Актуализация искусственного интеллекта в разы увеличивает информационные потоки. Кроме того, искусственный интеллект меняет содержание целых профессий. Содержание некоторых сводится к быстрому поиску точнуй или необходимой информации». Мысли и идеи заменяются шаблонами. Постепенно исчезает разница между информацией и аналитикой. Грубо говоря, люди стали гордиться уже не тем, что читают книги, а тем, что умеют читать.
С появлением очередной цифровой технологии в интернет-пространстве формируются новые алгоритмы отношений. Любая, даже незначительная информация, которая попадает в виртуальное пространство, может основательно изменить направленность и содержание общественно-политических отношений. Поэтому интернет – это идеальная площадка для продажи информации. А где есть купля-продажа, там обязательно будут «спекулянты». Принципиальным моментом является то, что в век информационных технологий избежать всего этого представляется практически невозможным.
Увы, но такие понятия, как «информация», «спекуляция», «шантаж» и «манипуляция» в первую очередь актуализируются именно в сфере политических отношений. В условиях, когда знания и правда перестают быть для масс морально-нравственными ориентирами, политиканы-демагоги начинают весьма комфортно себя чувствовать. Благодаря интернету политика стала настолько доступной, что комментировать политические события превратилось в хобби. Отчасти поэтому сегодня в информационном пространстве доминирует так называемая повествовательная аналитика, которая не имеет ничего общего с настоящей аналитикой. Кроме того, неизбежный процесс смывания границ между реальным и виртуальным мирами наиболее болезненно переживается именно в сфере политических отношений. В результате того, что знания и правда в сфере политических отношений постепенно перестают быть моральными величинами, информация только усиливает свой условный статус «конвертируемой валюты».
Асиф Адиль, политолог