Medianews.az
Что Британия хочет от Азербайджана?
2,684 просмотров

Что Британия хочет от Азербайджана?

После восстановления независимости Азербайджана установление и развитие сотрудничества с западными государствами стало одним из основных приоритетов внешней политики. В этом контексте роль Великобритании особенно примечательна. За последние тридцать четыре года Лондон выступал как западное государство, наиболее поддерживающее Азербайджан. Хотя фундамент этой поддержки, прежде всего, был заложен в энергетическом секторе, со временем она расширилась и на политическое, безопасность, логистику и экологическое сотрудничество.

«Сделка века», подписанная в 1994 году, стала поворотным моментом в энергетическом секторе Азербайджана, и британская компания BP выступила в качестве основного участника этого соглашения. Огромные проекты, такие как Баку-Тбилиси-Джейхан и Южный газовый коридор, укрепили позиции Азербайджана не только в экономическом, но и в геополитическом плане. В этом процессе Великобритания отличилась тем, что постоянно открыто выражала свою политическую поддержку территориальной целостности Азербайджана. В то время как другие западные столицы иногда проявляли колеблющуюся позицию, Лондон отстаивал позицию Баку более принципиально (например, в парламенте Великобритании в 2005 году).

Однако политика Великобритании в Закавказье не сформировалась вчера. В период с 1870 по 1910 годы, когда бакинская нефть составляла около 50% добываемой в мире нефти, британские инвесторы, особенно братья Нобель, а также семья Ротшильдов и британские финансовые круги вкладывали значительные инвестиции в эту сферу в Азербайджане.

В тот период банкиры и компании Лондона играли важную роль в экспорте бакинской нефти на мировые рынки. Особенно в 1890-х годах британские компании участвовали в финансировании добычи и транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе.

Вернемся к настоящему.

В последние годы на фоне глобального энергетического кризиса и войны между Россией и Украиной значимость Азербайджана для Европы возросла. В то время как европейские страны выбирают линию сокращения зависимости от российского газа, энергетические ресурсы и транзитное положение Азербайджана имеют большое значение для Великобритании и Запада в целом. По этой причине Лондон углубляет энергетическое сотрудничество и на новом этапе проявляет особый интерес не только к нефти и газу, но и к «зеленой энергетической стратегии» Азербайджана. Интерес британских компаний к проектам солнечной и ветряной энергетики в Карабахе и Нахичевани свидетельствует о том, что сотрудничество в этом направлении будет устойчивым.

Несомненно, связывать политику Великобритании в отношении Азербайджана только с энергетическими интересами было бы слишком упрощенно. Геополитическое значение региона ясно осознавалось в Лондоне на протяжении последних 150 лет. Сегодня, помимо энергетических проектов, такие проекты, как Зангезурский коридор и Центральный коридор, превращаются в важную часть глобальной торговой и транспортной сети, что совпадает с интересами Великобритании в участии в мировой торговле. Таким образом, Азербайджан для Лондона стал не только поставщиком энергии, но и стратегическим транзитным узлом.

Вопросы безопасности и обороны также являются важной составляющей сотрудничества. Защита энергетической инфраструктуры и трубопроводов в Каспийском море, вызовы кибербезопасности, форматы сотрудничества в рамках НАТО – одни из ключевых направлений отношений Лондона и Баку. Великобритания признает растущую роль Азербайджана в обеспечении региональной стабильности и занимает сбалансированную позицию в процессе мира с Арменией.

В итоге отношения Великобритании и Азербайджана за реалии последних тридцати четырех лет трансформировались в более широкий геополитический ареал. Международные реалии 2025 года показывают, что для Лондона Азербайджан воспринимается как стратегический узел как в плане энергии и логистики, так и как надежный политический партнер на Кавказе. Не исключено дальнейшее укрепление этих связей, особенно углубление сотрудничества в области зеленой энергетики, транспортных коридоров и региональной безопасности.

Однако необходимо особенно прояснить один вопрос. Великобритания является важным партнером для Азербайджана, наши политические и экономические отношения имеют глубокие философско-идеологические корни. Вместе с тем у Азербайджана нет намерений в сотрудничестве с официальным Лондоном направлять это против третьих государств.

В этом контексте еще раз обратимся к истории.

В XIX веке конкуренция между Великобританией и Российской империей за Южный Кавказ и Туркестан (Центральную Азию), известная как «Большая игра», определяла геополитический ландшафт региона. Одной из центральных тем этой борьбы была бакинская нефть и вообще энергетические ресурсы Каспийского бассейна. Для Великобритании эти богатства имели не только экономическое, но и стратегическое значение. Безопасность и энергетическое обеспечение путей к Индии и Ближнему Востоку казались Лондону жизненно важными для защиты интересов империи. Поэтому британский капитал с конца XIX века начал инвестировать в бакинскую нефть и выводить ее на мировые рынки.

В то же время Российская империя также старалась укрепить свое господство на Южном Кавказе. Бакинская нефть имела особое значение для внутреннего промышленного развития и обеспечения военной мощи России. Таким образом, конкуренция между Британией и Россией превратила природные ресурсы Азербайджана в еще более стратегический объект. Иран же, обладая историческим влиянием и геополитическими интересами в регионе, стал фактором, в результате чего интересы трех империй столкнулись.

В современный период Азербайджан проводит сбалансированную политику во внешних отношениях. Углубляя сотрудничество с Великобританией, Баку особо подчеркивает, что эти отношения не направлены против какого-либо государства. Внешняя политика Азербайджана основана на принципе «сотрудничество со всеми, вражды ни с кем». Примером этого может служить развитие сотрудничества Азербайджана как с Россией, так и с Ираном, а также с западными государствами в различных сферах.

Таким образом, если в XIX веке бакинская нефть была символом соперничества Великобритании и России, то в XXI веке внешняя политика Азербайджана направлена на использование этих энергетических ресурсов не для противостояния, а для сотрудничества и взаимной выгоды.

Заур Ибрагимли,
председатель Центра социально-экономических исследований «Приоритет»

Присоединяйтесь к нам