Агентство «Рейтер» (США) коснулось проблемы, которая уже проявляется в России и, как ожидается, в будущем станет ещё острее. Речь идёт о том, что некоторые россияне, участвовавшие в боях на Украине, особенно бывшие заключённые, после возвращения с фронта совершают тяжкие преступления.
В феврале 2014 года на Украине в результате волнений, связанных с революцией, к власти пришли про-западные силы. Россия немедленно оккупировала Крымский полуостров, который 18 марта объединила с собой, а затем захватила часть территорий Донецкой и Луганской областей, создав режимы оккупации. 24 февраля 2022 года Россия начала полномасштабные военные действия, а 5 октября объявила о присоединении Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей.
Война оккупантов распространилась на другие регионы и сопровождается разрушительными ударами по всей стране. Россия требует прекращения войны через капитуляцию Украины, эвакуацию территорий, которые она не смогла занять в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях, а также признание этих регионов вместе с Крымом её собственными землями.
По информации Medianews.az, в анализе агентства «Рейтер» под заголовком «Герои и антигерои: Россия готовится к возможной трансформации своей гигантской армии» сначала приводится пример преступления, вызвавшего широкий резонанс в России. Сообщается, что в 2021 году Азамат Искалиев, убивший ножом супругу за намерение развестись с ним и осуждённый на 9 лет, отбыл менее трети срока, был помилован и освобождён в обмен на службу в боевых действиях на Украине: «После шести месяцев службы на фронте Азамат вернулся к гражданской жизни и снова совершил убийство — на этот раз бывшую возлюбленную, зарезав более 60 раз в магазине. В июле 2025 года Искалиев предстал перед судом второй раз и был приговорён к 19 годам 6 месяцам лишения свободы».
В анализе «Рейтер» подчёркивается, что дело Искалиева указывает на серьёзные проблемы, ожидающие Россию в будущем: «Когда война на Украине закончится, сотни тысяч бойцов вернутся домой. Среди них есть и немало бывших заключённых, получивших помилование за участие в боевых действиях».
Британский эксперт Марк Галеотти отмечает, что к началу 2025 года в войне на Украине будут задействованы более 1,5 миллиона россиян: «Эти люди, пережившие тяжёлые психологические травмы, по демобилизации принесут в Россию волну ветеранов».
Даже высшие эшелоны власти видят эту угрозу. Источники, близкие к Кремлю, сообщили «Рейтер», что президент Владимир Путин рассматривает массовое возвращение бойцов как потенциальный политический и социальный риск и уже ищет пути минимизации этого риска. Источники, говорившие с «Рейтер», подчеркнули, что Москва стремится избежать повторения неприятных событий, которые произошли после окончания советской войны в Афганистане в 1979–1989 годах. Как известно, в 1990-х — в первые годы после распада СССР, когда Российская Федерация стала независимым государством, некоторые ветераны афганской войны сыграли важную роль в формировании и росте организованных преступных группировок... Ещё одна проблема — то, что большинство вернувшихся с фронта не могут зарабатывать в гражданской жизни столько же, сколько в армии».
«Рейтер» пишет, что вопросы реинтеграции ветеранов войны — не только российская проблема: «По данным Отдела по делам ветеранов США, существенная часть из 2,7 миллионов американцев, участвовавших в войне во Вьетнаме (1955–1975), столкнулись с серьёзными социально-психологическими трудностями в гражданской жизни. Однако США не отправляли в войну осуждённых. В войне Россия–Украина с обеих сторон воюют и те, кто вышел напрямую из тюрем. По данным украинской разведки, с февраля 2022 года от 120 до 180 тысяч заключённых были мобилизованы в российскую армию».
В настоящее время возвращаются с фронта в основном тяжело раненые или лица, возраст которых не позволяет продолжать службу. Путин заявляет, что в Украине воюют около 700 тысяч российских военнослужащих. С 2023 года правила изменились: заключённые не освобождаются после шести месяцев службы на фронте, а должны воевать до конца войны по контракту.
По информации независимого российского новостного сайта «Верстка», к октябрю 2023 года около 500 гражданских стали жертвами преступлений, совершённых ветеранами, вернувшимися с украинского фронта, из них по крайней мере 242 погибли, остальные получили тяжёлые травмы.
По данным «Рейтер», Кремль опасается, что массовое возвращение ветеранов может повлиять на политическую систему: «Путин в июне 2023 года столкнулся с военным мятежом под руководством Евгения Пригожина из группы «Вагнер», пережив такую горькую ситуацию. Поэтому Кремль разрабатывает политические планы по управлению массовым потоком ветеранов. Уже сейчас ветераны Украины выдвигаются кандидатами на выборах в регионах и готовятся к парламентским выборам. Им также предоставляются должности в различных государственных структурах. Путин называет ветеранов «настоящей элитой» и лично поддерживает особую программу лидерства для них. Например, отличившийся в войне командир танкового взвода Артур Орлов сейчас возглавляет молодежное движение при президенте. Бывший командир батальона Артём Ёга является уполномоченным представителем Путина в Уральском регионе. Несколько ветеранов назначены на ответственные должности в Администрации президента и Аппарате Государственной Думы».
Путин в июне на встрече заявил: «Люди, решившие служить родине и достигшие личного успеха, постепенно должны занимать важные позиции». Однако с этим подходом согласны не все. Напоминают, что в 1990-х ветераны афганской войны стали основой криминальных группировок, и предупреждают, что украинские ветераны могут принести стране похожие проблемы. Артём Ёга же считает, что благодаря мерам, предпринимаемым государством, «афганский сценарий» не повторится.
Эксперт, проживающий в США, Григорий Фейфер не верит словам Артёма Ёги. Он утверждает, что война Россия–Украина гораздо кровопролитнее советской войны в Афганистане. Потери людей во много раз больше. В этом плане Григорий Фейфер считает, что украинские ветераны вызовут в России более тяжёлый кризис, чем ветераны афганской войны.
Марк Галеотти же считает, что, несмотря на серьёзные испытания, связанные с массовым возвращением ветеранов, кризис не достигнет масштабов 1990-х годов, и не будет такой ужасающей жестокости и зверств»./novator.az